Аналитика


Как и на что использованы деньги государства

Как и на что использованы деньги государства

Фонд содействия реформированию ЖКХ подвел итоги проведения контрольных мероприятий реализации программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, капитальному ремонту многоквартирных домов, а также выполнения субъектами Российской Федерации условий предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации за 2015 год.
В 2015 году мониторинг целевого и эффективного использования денежных средств Фонда был осуществлен в 82 регионах страны. Работниками Департамента мониторинга и контроля Фонда ЖКХ с участием представителей контрольно-надзорных органов (прокуратуры, контрольно-счетных органов, МВД РФ) были проведены 164 выездные проверки в субъектах РФ, из них 51 плановая и 113 внеплановых проверок. При этом были проверены 3 759 многоквартирных домов на территории 457 муниципальных образований.
Основное внимание в ходе проведения мониторинга уделялось:
•    проверке достижения субъектами РФ целевых показателей 2014 года и реализации первого этапа (2013-2014 годы) долгосрочной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда 2013−2017 годов;
•    проверке хода реализации второго этапа (2014-2015 годов) долгосрочной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда 2013−2017 годов;
•    контролю за достоверностью сведений, представляемых регионами Российской Федерации в составе отчетных данных в Фонд;
•    осмотру домов, в которых предоставляются (планируют предоставляться) гражданам жилые помещения в рамках реализации программ переселения, с целью проверки соблюдения требований к их качеству;
•    соблюдению предусмотренных дополнительными соглашениями к договору о долевом финансировании требований по приемке возведенных домов и жилых помещений комиссиями с участием представителей надзорных органов и общественности, по обязательному проведению экспертизы проектной документации всех домов, строящихся для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, по информированию подлежащих переселению граждан о планируемых сроках их переселения;
•    анализу государственных (муниципальных) контрактов, гражданско-правовых договоров, заключаемых в ходе реализации региональных адресных программ переселения;
•    выявлению подрядных организаций, нарушивших сроки выполнения муниципальных контрактов;
•    оценке качества выполненных работ по проведенному капитальному ремонту, а также анализу деятельности региональных фондов капитального ремонта многоквартирных домов.
По итогам проведенных в 2015 году выездных мониторинговых мероприятий выявлялись факты недостижения субъектами Российской Федерации значений целевых показателей 2014 года, в связи с чем к четырем регионам (Брянской, Иркутской, Псковской, Саратовской областям) были применены меры ответственности в форме возврата финансовой поддержки Фонда. Во исполнение пункта 2 Протокола заседания Правительства Российской Федерации №13 от 9 апреля 2015 года в целях усиления контроля за достижением целевых показателей выездные проверки в указанных субъектах Российской Федерации, а также в регионах, допустивших аналогичные нарушения, выявленные по результатам рассмотрения годовых отчетов, были проведены дважды. Кроме того, было проведено 5 селекторных совещаний с представителями ответственных за реализацию программ переселения и достижение целевых показателей органов исполнительной власти
21 субъекта Российской Федерации. Всеми регионами в Фонд представлялись разработанные по результатам проверок планы-графики мероприятий, необходимых для достижения установленных значений целевых показателей.
Также в ходе выездного мониторинга установлены факты незавершения реализации первого этапа программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, обусловленные в основном тем, что дома не достроены и не введены в эксплуатацию. В связи с выявленными нарушениями сроков реализации программ переселения по итогам проверок предоставление финансовой поддержки 6 субъектам Российской Федерации (Республике Коми, Красноярскому краю, Ивановской, Саратовской, Тверской, Ульяновской областям) было приостановлено (ограничено).
Низкие темпы реализации второго этапа (2014-2015 годы) программ переселения граждан выявлены на территории муниципальных образований 35 субъектов Российской Федерации (Республик Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Карелия, Северная Осетия – Алания, Тыва, Кабардино-Балкарской, Чувашской Республик, Алтайского, Забайкальского, Камчатского, Красноярского, Ставропольского, Хабаровского краев, Амурской, Архангельской,  Вологодской,  Волгоградской, Иркутской, Ивановской, Ленинградской, Мурманской, Нижегородской, Оренбургской, Ростовской, Саратовской, Тверской, Тульской, Томской, Ульяновской областей, Еврейской автономной области). При этом в 14 из них (Республиках Бурятия, Калмыкия, Ставропольском, Хабаровском, Забайкальском краях, Архангельской, Амурской, Ивановской, Ленинградской, Нижегородской, Оренбургской, Саратовской, Тверской, Тульской областях) были нарушены сроки реализации первого этапа (2013-2014 годы) программы переселения.
Проведенный анализ результатов мониторинга показал, что основными причинами затягивания сроков реализации второго этапа (2014-2015 годы) программ переселения на начальных стадиях являются:
ненадлежащее исполнение органами местного самоуправления функций по подготовке и проведению конкурсных процедур и, как следствие, затягивание сроков заключения муниципальных контрактов (отмечено в Республиках Дагестан, Карелия, Удмуртской Республике, Ставропольском, Забайкальском краях, Архангельской и Оренбургской областях);
ненадлежащее исполнение органами местного самоуправления функций заказчика, что, в частности, выражалось в несвоевременной подготовке проектной документации, длительности формирования и оформления земельных участков для строительства домов (отмечено в Забайкальском, Алтайском краях, Республиках Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Хакасия, Удмуртской Республике, Оренбургской, Брянской и Нижегородской областях);
несвоевременное планирование средств в бюджетах регионального либо муниципального уровня, необходимых для обеспечения финансирования программ, что влекло за собой позднее проведение конкурсных процедур и заключение соответствующих контрактов (отмечено в Хабаровской крае, Амурской и Саратовской областях).
Основные же причины задержки сроков выполнения программ переселения на стадии исполнения муниципальных контрактов прежде всего связаны с ненадлежащим исполнением обязательств по контрактам со стороны застройщиков и подрядных организаций в части соблюдения графиков, сроков и качества выполняемых работ.
Необходимо отметить, что в 6 регионах (Республиках Карелия, Калмыкия, Забайкальском, Ставропольском, Хабаровском краях, Тульской области) были допущены низкие темпы реализации второго этапа по тем же причинам, по которым в данных регионах произошел срыв сроков завершения первого этапа, что свидетельствует о низком качестве планирования мероприятий по реализации программ.
Также в ходе проверок были зафиксированы низкие темпы реализации третьего этапа (2015-2016 годы) программ переселения граждан. В ряде регионов до настоящего времени не проведены аукционные процедуры для приобретения жилых помещений, необходимых для расселения аварийного жилищного фонда в рамках данного этапа программы.
В 2015 году особое внимание уделялось проверке достоверности информации о своевременном завершении мероприятий по переселению граждан, предоставляемой в Фонд в рамках годовой и иной периодической отчетности. Выявлены факты ненадлежащего контроля со стороны регионов за достоверностью представляемых органами местного самоуправления сведений, технические ошибки. Зачастую недостоверные или неактуальные сведения о ходе реализации программ переселения были также размещены регионами на сайте «Реформа ЖКХ» (www.reformagkh.ru) в разделе «Переселение граждан» («Светофор»).
В связи с представлением недостоверных сведений в 2015 году требования о возврате финансовой поддержки средств Фонда в сумме 500 тыс. рублей выставлены Республике Коми, Республике Северная Осетия-Алания, Красноярскому, Хабаровскому краям, Амурской, Белгородской, Брянской, Ивановской, Иркутской, Костромской, Курской, Ленинградской, Псковской, Саратовской, Сахалинской, Свердловской, Тверской, Ульяновской областям.
В рамках исполнения поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 1 августа 2014 года № ДК-П9-164пр в 2015 году на территории 51 субъекта РФ Фондом были проведены выборочные проверки качества строительства домов в рамках долгосрочных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда 2013 – 2017 годов в объеме не менее чем 10 процентов от площади помещений, предоставляемых (подлежащих предоставлению) гражданам в ходе реализации указанных программ.
В ходе указанных проверок замечания по качеству подлежащего предоставлению гражданам жилья были зафиксированы в 40 регионах в 193 многоквартирных домах. Из них информация о 63 домах со значительными недостатками была размещена в Реестре обращений по вопросам качества жилых помещений, который ведется Фондом в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 1 октября 2015 года № 709/пр и публикуется на сайте Фонда в разделе «На контроле».
Во многих случаях проблемы, связанные со сроками строительства и ненадлежащим качеством жилья, являются следствием того, что контракты заключаются с организациями, не имеющими достаточного опыта, квалификации и необходимой материально-технической базы, а также в связи с отсутствием должного строительного контроля заказчика и лица, осуществляющего строительство, в соответствии с требованиями, предусмотренными градостроительным законодательством. Информация об организациях, нарушивших условия заключенных муниципальных контрактов, по итогам проведенных проверок регулярно публикуется на сайте Фонда. В 2015 году выявлено 69 подрядных организаций, из которых по вине 44 были сорваны сроки строительства 87 домов в
20 регионах, а 25 организациями были допущены нарушения строительных норм и правил при строительстве 44 домов в 12 регионах.
Анализ государственных (муниципальных) контрактов, заключаемых с подрядными организациями в ходе реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, показал, что в 16 регионах контракты не соответствуют утвержденным Фондом типовым (примерным) формам, а именно: отсутствуют графики производства работ и этапы их оплаты; не предусмотрены обеспечительные меры исполнения контракта (депозит, банковская гарантия); при заключении муниципальных контрактов после июля 2014 года не соблюдены рекомендации Фонда о наличии в них графиков производства строительно-монтажных работ с условием отчетности по этапам их исполнения; отсутствуют указания точного адреса строящегося дома, в котором приобретаются жилые помещения.
В ходе выездных проверок реализации программ переселения граждан специалистами Фонда в 16 субъектах Российской Федерации были зафиксированы низкие темпы сноса расселенных аварийных домов, основной причиной которых является отсутствие средств на указанные цели в бюджетах муниципальных образований.
При проведении контрольных мероприятий реализации программ по капитальному ремонту многоквартирных домов также были выявлены нарушения.
Так, Фондом выявлялись факты выполнения работ по капитальному ремонту с нарушениями технологии их производства, в том числе несоблюдения на должном уровне требований градостроительного законодательства в части осуществления строительного контроля заказчика и подрядчика (застройщика) за ходом выполнения строительных работ. За 2015 года подобные нарушения установлены в 19 регионах страны.
В 5 субъектах РФ (Республиках Алтай, Коми, Северная Осетия – Алания, Ростовской, Ульяновской областях) выявлено использование средств финансирования на оплату работ, выполненных в 2013 году, не предусмотренных методическими рекомендациями по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом.
В 5 субъектах РФ (Республике Крым, Вологодской, Ростовской областях, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, г. Севастополе) выявлены факты оплаты фактически не выполненных при проведении капитального ремонта работ.
В 13 регионах (Республиках Марий Эл, Северная Осетия – Алания, Тыва, Хакасия, Вологодской, Ивановской, Липецкой, Ростовской, Рязанской, Псковской, Томской, Ульяновской, Челябинской областях) выявлены нарушения порядка расходования средств финансовой поддержки. Например, в Рязанской и Ульяновской областях сумма возникшей экономии средств, выделенных на проведение работ по капитальному ремонту, не была перераспределена. В Республиках Северная Осетия – Алания, Тыва, Вологодской, Ивановской и Ростовской областях в нарушение части 9 статьи 20 Федерального закона акты выполненных работ не были согласованы с органами местного самоуправления.
Кроме того, в Республике Крым и г. Севастополе установлены факты выплаты аванса за выполнение работ по капитальному ремонту в размере, превышающем установленный частью 4 статьи 20.13 Федерального закона о Фонде.
В рамках мониторинга реализации программ капитального ремонта 2014 – 2043 годов и их краткосрочных планов государственной корпорацией проверяется деятельность фондов капитального ремонта, созданных во исполнение требования пункта 3 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации. Основными нарушениями, выявленными по результатам проверок, являются: ненадлежащая организация и осуществление строительного контроля заказчика и подрядчика при проведении капитального ремонта, отсутствие или несвоевременное составление исполнительной документации, отсутствие в составе комиссий по приемке в эксплуатацию отремонтированных домов представителей собственников помещений. Кроме того, в ходе проверок фиксируется низкий уровень сбора средств на капитальный ремонт за счет средств населения.
Специалистами Фонда в 21 субъекте РФ было выявлено несоблюдение стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731.
В ходе выездного мониторинга рабочими группами Фонда рассмотрено 50 жалоб (в том числе на качество капитального ремонта - 9, по вопросам переселения граждан из аварийного жилищного фонда - 41) в 29 субъектах РФ. Результаты их рассмотрения отражаются в отчетах Фонда о выездных проверках, контроль за устранением подтвердившихся нарушений осуществляется в установленном порядке.
В 2015 году Фонд продолжил работу по взаимодействию с Общероссийским общественным движением «Народный фронт «За Россию», а также региональными центрами общественного контроля в сфере ЖКХ.
Так, Фондом принимаются меры реагирования по обращениям Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию», региональных центров общественного контроля, а также по сообщениям в средствах массовой информации о наличии фактов строительства домов ненадлежащего качества в рамках программ переселения.
Информация о результатах выездных проверок направляется Фондом в ОНФ и региональные органы прокуратуры. О грубых нарушениях законодательства Фонд информирует Генеральную прокуратуру РФ и ГУЭБиПК МВД России.
Фонд продолжает совместную работу с НП «ЖКХ Контроль». Представители региональных центров организации участвуют в проведении выездных контрольных мероприятий Фонда. В 2015 году в адрес НП «ЖКХ Контроль» направлялись обращения с просьбами об оказании содействия в проверке сведений об устранении нарушений требований к качеству предоставляемого жилья, выявленных АНО «Научно-исследовательский центр «Особое мнение», ОНФ, а также нарушений, выявленных в ходе выездных проверок Фонда. Результаты общественного мониторинга домов, построенных в 2014 году в рамках программ переселения, проведенного НП «ЖКХ Контроль» с использованием Методических рекомендаций Фонда по приемке и осмотру построенных домов и приобретаемых жилых помещений, используются Фондом при проведении выездных проверок.
Во исполнение пункта 4.2 протокола Всероссийского селекторного совещания от 28 ноября 2014 года № ДК-П9-227пр Департаментом мониторинга и контроля проводится работа по сбору информации о формировании и деятельности в субъектах РФ и муниципальных образованиях комиссий с участием представителей органов государственного жилищного, архитектурного, санитарного, пожарного, строительного надзора, организаций, эксплуатирующих сети инженерно-технического обеспечения, а также представителей общественности в целях обеспечения приемки домов, построенных в рамках реализации программ переселения. Анализ поступивших в Фонд сведений, а также результатов проведенных в 2015 году выездных проверок показал, что в ряде регионов и муниципальных образований представители государственных надзорных органов не включены в состав указанных комиссий либо отказываются от участия в их работе, ссылаясь на отсутствие полномочий. Кроме того, в муниципальных образованиях нескольких субъектов Российской Федерации в работе комиссий не всегда принимают участие представители общественности и общественных организаций, в частности региональных центров общественного контроля и Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию». Например, подобные случаи выявлены в Архангельской, Иркутской, Свердловской, Ульяновской областях. По информации, представленной регионами, на текущий момент с участием комиссий осуществлена приемка 1150 из 1202 домов, веденных в эксплуатацию.
Выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе выездного мониторинга, остается на контроле Фонда вплоть до их полного завершения.
Справочно:
В рамках взаимодействия с органами прокуратуры РФ:
В 2015 году по результатам рассмотрения направленных Фондом в региональные прокуратуры актов проверок прокурорами 39 регионов страны всего внесено 237 представлений об устранении нарушений требований законодательства, из них: 154 – в связи с нарушениями, выявленными при реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда; 37 – в связи с невыполнением требований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации № 731 (в частности раскрытия информации о деятельности управляющих организаций); 21 – в связи с нарушениями, выявленными при реализации программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов; 25 – в связи с прочими нарушениями. В 18 субъектах РФ были возбуждены дела об административных правонарушениях, объявлялись предостережения о недопустимости нарушения закона, виновные должностные лица привлекались к дисциплинарной ответственности.
За отчетный период для решения вопросов об уголовном преследовании, соответствующие материалы проверок направлялись в правоохранительные органы 14 субъектов РФ. С использованием материалов проверок Фонда расследуется 21 уголовное дело на территории 10 регионов (Республик Коми, Крым, Дагестан, Красноярского края, Архангельской, Иркутской, Мурманской, Ростовской, Свердловской, Томской областей).
В частности, Генеральная прокуратура Российской Федерации на письмо Фонда о нарушениях, выявленных в ходе проведенной в октябре
2015 года проверки в Ростовской области, сообщила, что Седьмым следственным управлением ГСУ Следственного комитета Российской Федерации в отношении заместителя главы администрации г. Шахты, незаконного выдавшего разрешение на ввод дома № 16А по ул. Доронина в эксплуатацию, возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 292 Уголовного кодекса Российской Федерации (Служебный подлог).
В рамках взаимодействия с органами МВД России в 2015 году проведено два совместных мониторинга реализации программ переселения и капитального ремонта 2014 − 2015 годов на территории Московской области. Фондом в ГУЭБ и ПК МВД России направлены материалы о выявленных в ходе выездного мониторинга нарушениях в 18 субъектах Российской Федерации (Республиках Башкортостан, Крым, Тыва, Забайкальском, Ставропольском краях, Белгородской, Волгоградской, Ивановской, Костромской, Ленинградской, Московской, Мурманской, Псковской, Ростовской, Свердловской, Тверской, Челябинской областях и городе Севастополе). По информации МВД России, с использованием указанных материалов, а также информации, направленной Фондом ранее, в 2015 году возбуждены 7 уголовных дел в 6 субъектах РФ (Республиках Ингушетия, Тыва, Волгоградской, Тверской, Новосибирской, Ульяновской областях) за злоупотребление должностными полномочиями, служебный подлог и иные нарушения законодательства.
По некоторым случаям Фонд неоднократно обращался в правоохранительные органы. Так, в связи с незавершением программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда 2011-2012 годов в городском поселении Аксеново-Зиловское Забайкальского края информация о результатах проверок направлялась Фондом в Генеральную и региональную прокуратуры, Следственный комитет по Забайкальскому краю, ГУЭБиПК МВД России. И только после обращения в Следственный комитет Российской Федерации в ноябре 2015 года вторым отделом по расследованию особо важных дел (о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики) следственного управления СК РФ по Забайкальскому краю возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ (Мошенничество – хищение чужого имущества путем обмана, в крупном размере).
В соответствии с соглашением о взаимодействии, Фондом в адрес Федеральной службы финансово-бюджетного надзора ежеквартально направлялись информационные письма о результатах выездных проверок, проведенных Фондом в субъектах РФ в 2015 году.
В рамках взаимодействия с контрольно-счетными органами в 2015 году в Фонд поступили акты проверок и материалов о наличии выявленных нарушений по региональным адресным программам, реализуемым в рамках 185-ФЗ, из 30 субъектов РФ. Информация о результатах контрольных мероприятий была использована Фондом в работе, что позволило более эффективно определять объекты для проверок, своевременно находить системные нарушения, а также принимать необходимые меры реагирования для их устранения. В свою очередь Фондом направлены акты о результатах проведенных контрольных мероприятий в адрес контрольно-счетных органов 47 регионов.
Управление по связям с общественностью ГК ФСР ЖКХ.

Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений