Аналитика


Защита прав потребителей в сфере ЖКХ в Российской Федерации

Защита прав потребителей в сфере ЖКХ в Российской Федерации

Защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) продолжает оставаться одной из важнейших социально значимых функций государства.

Вопросы защиты прав потребителей в сфере ЖКХ стали особенно актуальными в связи с передачей населению жилого фонда в самоуправление, ростом цен на коммунальные услуги и резким увеличением их доли в структуре расходов населения, а также переходом предприятий жилищно-коммунальной сферы на самоокупаемость. Вместе с тем уровень и качество коммунальных услуг не претерпели существенных изменений, несмотря на происходящие преобразования в различных секторах экономики.

По данным Росстата, емкость рынка ЖКХ к началу 2014 г. составляла 1 637,9 млрд руб. (рис. 3.3.1).

Безымянный.png

Рис. 3.3.1. Динамика благоустройства жилищного фонда
в Российской Федерации, по данным Росстата


По данным Минстроя России, по итогам 2014 г. количество организаций, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, составляет 37 377 (2013 г. – 36 484, 2012 г. – 36 236, 2011 г. – 35 647).

Объекты коммунальной инфраструктуры, несмотря на проводимую реформу (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»), всё так же находятся в изношенном состоянии. Однако стоит отметить, что положительным моментом является сокращение площади ветхого и аварийного жилищного фонда со 100 млн м2 в 2012 г. до 94 млн м2 в 2013 г. (табл. 3.3.1).

Таблица 3.3.1

Состояние жилищного фонда в Российской Федерации, по данным Росстата на конец 2013 г.

  2011 2012 2013
Объем предоставленных жилищных услуг, млрд руб. 334,8 361,6 -
Объем предоставленных коммунальных услуг, млрд руб. 1232,6 1276,3 -
Весь ветхий и аварийный жилищный фонд, млн м2 98,9 99,9 94
Уличная водопроводная сеть, нуждающаяся в замене, тыс. км 152,9 154,7 243,4
Потери тепла в сетях, в % от подачи тепла 10,7 10,8 14,7

Распоряжением Правительства Российской Федерации 26 сентября 2013 г. № 1743-р утвержден Комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда. Минстроем России ведется мониторинг реализации соответствующих мероприятий и координация деятельности, осуществляемой в субъектах Российской Федерации. В Комплекс мер 6 мая 2014 г. были внесены изменения, согласно которым для каждого субъекта Российской Федерации утверждены четкие показатели по общей площади и количеству граждан, подлежащих расселению. Создана сквозная система контроля и мониторинга реализации программ переселения – начиная с момента подачи регионом заявки в Фонд содействия реформированию ЖКХ (далее – Фонд ЖКХ) и завершая актическим переселением50.

Согласно данным Фонда ЖКХ51 (по состоянию на 1 апреля 2015 г.), общая площадь аварийного жилищного фонда, расселение которого необходимо осуществить в 2014—2017 гг., составляет 11, 4 млн м2 52, из которых с участием средств Фонда подлежит расселению 10,09 млн м2.

Общий объем финансирования данных программ из средств Фонда на 2013—2017 гг. составляет 183,4 млрд руб., в т. ч. 41,8 млрд руб. на 2015 г. 

Целевой показатель реализации программ переселения в Российской Федерации 2014 г. составляет 2 609,7 тыс. м2 (расселено по состоянию на 1 января 2015 г. 2 964,15 тыс. м2 аварийного жилья, достижение целевого показателя 2014 г. – 113,6 %).

В полном объеме 71 субъект Российской Федерации достиг целевого показателя по площади расселенных помещений.

Целевой показатель реализации программ переселения в Российской Федерации 2015 г. составляет 2 759,49 тыс. м2 (расселено по состоянию на 1 апреля 2015 г. 147,56 тыс. м2 аварийного жилья, достижение целевого показателя 2015 г. – 5,35 %).

В целом по Российской Федерации в течение 2014—2015 гг. по состоянию на 1 апреля 2015 г. расселены 3 111,71 тыс. м2 аварийного жилья, переселены 199,29 тыс. человек.

Проведение систематического и целенаправленного государственного контроля и надзора за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), на протяжении всех последних лет объективно являлось одним из приоритетных направлений деятельности Роспотребнадзора как уполномоченного федерального органа власти в области защиты прав потребителей, поскольку именно жилищная сфера сегодня во многом является индикатором, сигнализирующим об уровне защиты соответствующих прав граждан.

По данным ведомственного статистического учета Роспотребнадзора, данная область потребительских правоотношений по-прежнему «лидирует» по числу жалоб по сравнению с другими видами услуг.

В 2014 г. в территориальные органы Роспотребнадзора поступили 51 299 обращений по вопросам оказания ЖКУ, из них 40 880 письменных, в 2013 г. поступили 74 949 обращений, из них 56 079 – письменных от граждан, в 2012 г., соответственно, – 67 276 и 41 686 обращений (рис. 3.3.2).

Безымянный.png

Рис. 3.3.2. Структура и динамика обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей в сфере ЖКХ, поступающих в территориальные органы Роспотребнадзора


Третий год подряд снижается общее количество проведенных проверок. В 2014 г. проверена деятельность 3 180 субъектов в сфере ЖКХ, проведены 1 174 плановых и 2 699 внеплановых проверок, выявлены 2 471 нарушение законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей (табл. 3.3.2 и 3.3.3, рис. 3.3.3 и 3.3.4).

Безымянный.png

Рис. 3.3.3. Динамика соотношения плановых и внеплановых проверок по вопросам соблюдения законодательства в сфере ЖКХ

Таблица 3.3.2


Динамика выявленных нарушений в сфере ЖКХ в разрезе статей Закона «О защите прав потребителей»

Выявлено нарушений Закона «О защите прав потребителей» 2012 Уд. вес,
%
2013 Уд. вес,
%
2014 Уд. вес,
%
Всего, в том числе 17 041 100,0
12 297
100,0
7 999
100,0
Статья 4 (качество)
1 245
7,3
641
5,21
601
7,51
Статьи 5, 6 (гарантия, срок годности и т. д.)
31 0,2
61 0,50
27 0,34
Статья 7 (безопасность услуг)
159 0,9
217 1,76
143 1,79
Статьи 8—10, 12 (информация об услугах, исполнителе)
5 778
33,9
4397
35,76
2 778
34,7
Статья 11 (режим работы исполнителя)
220 1,3
227 1,85
81 1,01
Статья 16 (недействительность условий
договора, ущемляющих права потребителей)
900 5,3
866 7,04
516 6,45
Другие статьи
1 113 6,5
703 5,72
736 9,2

Безымянный.png

Рис. 3.3.4 Структура административных правонарушений, связанных с соблюдением требований законодательства о защите прав потребителей в сфере ЖКХ (по результатам надзорных мероприятий территориальных органов Роспотребнадзора, проведенных в 2014 г.)


Таблица 3.3.3

Структура административных правонарушений, связанных с соблюдением требований законодательства о защите прав потребителей в сфере ЖКХ (по результатам надзорных мероприятий территориальных органов Роспотребнадзора, проведенных в 2014 г.)

Статьи КоАП РФ Количество правонарушений Доля правонарушений, %
Статья 14.4, часть 1
623 14
Статья 14.4, часть 2
14 0,3
Статья 14.5, часть 1
228 5
Статья 14.6, часть 1
17 0,4
Статья 14.6, часть 2
378 8,3
Статья 14.7
626 13,7
Статья 14.8, часть 1
1 785 39,2
Статья 14.8, часть 2
297 6,5
Статья 14.8, часть 3
18 0,4
Статья 14.15
29 0,6
Иные
831 11,8

Такие виды полномочий Роспотребнадзора (его территориальных органов) в установленной сфере деятельности, как привлечение к ответственности лиц, совершивших (допустивших) нарушения обязательных требований законодательства в области защиты прав потребителей, в частности права на информацию, на безопасность и др. (подпункт 3 пункта 2, подпункт 5 пункта 4 статьи 40 Закона «О защите прав потребителей»), обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей (подпункт 7 пункта 4 статьи 40 и статья 46 Закона «О защите прав потребителей»), вступление в рассматриваемое судом дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 40 Закона «О защите прав потребителей»), в области жилищных отношений в своей основе могут, в т. ч., базироваться на соответствующих материалах проверок, проведенных органами государственного жилищного надзора по вопросам соблюдения обязательных требований жилищного законодательства, регулирующего правоотношения с участием граждан – потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Ведомственная статистика Роспотребнадзора показывает, что по сравнению с предыдущим годом (655 в 2013 г.) число исков, поданных территориальными органами Роспотребнадзора в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей ЖКУ, пошло на убыль (552 в 2014 г.) (рис. 3.3.5, табл. 3.3.4).

Безымянный.png

Рис. 3.3.5. Динамика участия территориальных органов Роспотребнадзора в судебной защите неопределенного круга потребителей в сфере ЖКХ (2007—2014 гг.).

Таблица 3.3.4

Количество исков в защиту неопределенного круга потребителей жилищно-коммунальных услуг, направленных отдельными территориальными органами Роспотребнадзора в суд в 2014 г.

  Субъект Российской Федерации Количество исков
Доля от общего показателя по России, %
  Всего по Российской Федерации 552 100,0
  Средний показатель по Российской Федерации – 7 исков
1 Алтайский край 55 10
2 Ленинградская область 34 6,2
3 Воронежская область 29 5,3
4 Новосибирская область 28 5,0
5 Республика Дагестан 27 4,9
6 Московская область 20 3,6
7 Пермский край 19 3,4
8 Свердловская область 17 3,1
9 Республика Саха (Якутия) 17 3,1
10 Краснодарский край 16 2,9

Действующая редакция статьи 46 Закона «О защите прав потребителей» ограничивает возможность судебной защиты законных интересов неопределенного круга потребителей требованиями исключительно неимущественного характера (о прекращении противоправных действий). Для восстановления имущественных прав требуется обращение в суд с иском в защиту отдельных потребителей или группы потребителей, на что не всегда готовы граждане, особенно если их реальные затраты, включая временные, не соотносятся с возможными имущественными компенсациями. В том числе по этой причине приведенные выше данные о количестве заключений, данных территориальными органами Роспотребнадзора в судах в целях защиты прав потребителей ЖКУ, по-прежнему имеют отрицательную динамику (рис. 3.3.6).

В целом наблюдаемое снижение участия территориальных органов Роспотребнадзора в виде дачи заключений по гражданским делам о защите прав потребителей ЖКУ в порядке, установленном взаимосвязанными положениями части 1 статьи 47 ГПК РФ и пункта 5 статьи 40 Закона «О защите прав потребителей», связано с недавними изменениями в жилищном законодательстве54.

Безымянный.png

Рис. 3.3.6. Динамика общего числа заключений, данных в судах территориальными органами Роспотребнадзора в целях защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

Таблица 3.3.5

Количество заключений, данных в судах отдельными территориальными органами Роспотребнадзора в целях защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг в 2014 г.

  Субъект Российской Федерации Дано заключений
в судах
Доля от общего покзателя по России, %
  Всего по Российской Федерации 931 100,0
  Средний показатель по Российской Федерации – 11 исков
1 Ленинградская область 106 11,4
2 Алтайский край 73 7,8
3 Курганская область 51 5,5
4 Тверская область 42 4,5
5 Магаданская область 41 4,4
6 Вологодская область 39 4,2
7 Республика Саха (Якутия) 30 3,2
8 Волгоградская область 28 3,0
9 Новосибирская область 27 2,9
10 Самарская область 25 2,7

Одной из наиболее значимых вопросов остается проблема судебной защиты прав и законных интересов граждан, чьи денежные средства были привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права были нарушены, так называемых «обманутых дольщиков».

По данным Минстроя России, по итогам 2014 г. «проблемные» объекты отсутствовали в 29 субъектах Российской Федерации. В 54 субъектах Российской Федерации общее количество «проблемных» объектов составило 564, «обманутых дольщиков» – 44 679 человек.

По состоянию на 1 марта 2014 г. «проблемные» объекты отсутствовали в 32 субъектах Российской Федерации, в 51 субъекте общее количество «проблемных» объектов составляло 618, «обманутых дольщиков» – 54 568 человек.

В 2014 г. был опубликован Обзор практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 декабря 2013 г. В нем Верховным Судом Российской Федерации совместно с верховными судами республик, краевыми, областными и соответствующими им судами изучены рассмотренные в 2010—2013 гг. гражданские дела по спорам, возникающим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, которые на момент при влечения денежных средств не введены в эксплуатацию в установленном порядке. В частности, в Обзоре обращается внимание на следующее.

Если разрешение на строительство выдавалось неоднократно, то вопрос о возможности применения указанного закона разрешается с учетом даты выдачи первоначального разрешения. Данный закон не распространяется на отношения, возникающие при самовольной постройке.

В случае когда застройщик уклоняется от заключения основного договора участия в долевом строительстве и от ввода в эксплуатацию фактически готового дома, истец, чьи средства привлечены для строительства, имеет право на признание права собственности на квартиру. Неустойка за нарушение срока передачи объекта участнику долевого строительства является законной. Поэтому она не может быть уменьшена соглашением сторон. Довод о том, что выплата неустойки в полном раз-

мере может повлечь неблагоприятные последствия для третьих лиц, не является основанием для ее снижения. От неустойки застройщика не освобождает вина субподрядчика, не исполнившего или ненадлежаще исполнившего свои обязательства. Понуждать участника долевого строительства к тому, чтобы он заключил соглашение о переносе срока передачи ему объекта, можно только при существенном изменении обстоятельств. Застройщик обязан возмещать стоимость восстановительного ремонта по устранению недостатков в квартире, возникших из-за некачественного выполнения строительных работ. Следует учитывать, что общее имущество многоквартирного дома (иного объекта недвижимости) не может являться предметом договора участия в долевом строительстве. Собственник должен возместить вред, причиненный его действиями по распоряжению своей долей в праве общей собственности многоквартирного дома, нарушающими права и охраняемые законом интересы других собственников. В этом случае он также обязан восстановить их нарушенные права.

По данным Минстроя России, уровень осведомленности общества о преобразованиях сферы ЖКХ стабильно растет (с 42 в 2007 г. до 70 % в 2013 г.). Поступательную динамику роста показывает желание россиян получить информацию о возможности снижения счетов за ЖКУ (с 49 – в 2010 г. до 66 % – 2013 г.). Стабильный интерес на уровне 23—28 % вызывает информация о порядке контроля за деятельностью своей управляющей компании. Третье место в рейтинге информационной потребности россиян в сфере ЖКХ на уровне 9—12 % занимают две темы: благоустройство придомовой территории и применение в быту энергосберегающих технологий и приборов. Вектор информационного освещения сферы ЖКХ с резконегативного (от –6 до –4) в 2012 г. сменился на нейтрально-негативный (от –2 до 0) в 2014 г.

Также по поручению Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева Минстрой России готовит проект «Школа грамотного потребителя»: разрабатываются необходимые методические материалы и меры по стимулированию таких школ в регионах. Запуск проекта состоялся в сентябре 2014 г.

В целях реализации проекта был создан экспертный совет под председательством заместителя Министра строительства России, первое заседание экспертного совета состоялось 7 октября 2014 г. В рамках совещания члены совета обсудили меры по разработке и совершенствованию информационно-методических материалов проекта «Школа грамотного потребителя» для дошкольного и школьного возраста, студентов, а также активных потребителей.

В частности планируется разработать методические пособия для проведения уроков в школах и лекций в вузах, посвященных теме ЖКХ. Во всех регионах страны предполагается организовать «школы грамотного потребителя», где любой желающий сможет освоить азы жилищного законодательства, узнать, как действовать в той или иной ситуации, как защитить свои права.

В высокой степени проработки находится учебник «Азбука ЖКХ», который станет своеобразным справочником для граждан по всем актуальным вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Завершить его создание планируется до конца года. Кроме того, все информационные и справочные материалы о ЖКХ предполагается размещать на специальном сайте в Интернете (www.проектшгп.рф), а также разработать мобильные приложения.

Минстрой России проводит масштабную работу по информированию населения об актуальных вопросах в сфере ЖКХ. По поручению заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д. Н. Козака разработан и реализуется соответствующий комплекс мер.

Территориальными органами Роспотребнадзора в 2014 г. было принято участие в подготовке и/или проведении в общей сложности 2 487 мероприятий, связанных с информированием потребителей об их правах при предоставлении жилищно-коммунальных услуг, а также о способах защиты этих прав в жилищной сфере.

Как и ранее, информирование населения проводилось всеми доступными в настоящее время способами, начиная с сюжетов на федеральных и местных телерадиоканалах, в сети Интернет и заканчивая индивидуальными консультациями и раздачей листовок и информационных брошюр. Помимо информирования граждан, специалистами территориальных Управлений Роспотребнадзора и консультационных центров (пунктов) для потребителей на базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации оказывалась помощь в составлении исковых заявлений и дача заключений в судах.

Помимо всего прочего, интерес у населения вызвали участие в «круглых столах» и телефонных «горячих линях», проведение лекций на предприятиях, в школах и в помещениях территориальных органов Роспотребнадзора.

В течение данного периода представители территориальных органов Роспотребнадзора участвовали в подготовке 153 информационных материалов (сюжетов) по данной проблематике для соответствующих телепередач федеральных и региональных телеканалов, в 169 выступлениях на федеральных и региональных радио станциях, в подготовке 722 материалов для печатных СМИ и 585 материалов для сетевых СМИ (в т. ч. для размещения на сайтах территориальных органов и учреждений Роспотребнадзора) и 871 другом мероприятии.


Приложение 7

Анализ структуры гражданских дел о защите прав потребителей, рассмотренных судами общей юрисдикции «защита прав потребителей» в разрезе отдельных категорий потребительских отношений в 2014 г.

1.jpg
2.jpg


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений